ФИЛОСОФИЯ лекции
III. Характеристика чувственной формы (ступени) познания
1) Определение чувственной формы познания.
2) Виды чувственного познания.
3) Их характеристика.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.
Органы чувств – это единственные ворота, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные впечатления.
Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущений, восприятий и представлений.
Ощущения – это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущения делятся на две основные группы:
1. Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обанятельные, вкусовые, кожные).
2. Ощущения, отражающие движения частей нашего тела и состояния наших внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).
Между этими группами всегда существует тесная связь, т.к. человек ощущает внешний мир не пассивно, а воздействуя, реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.
Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Предметом изучения чувственных восприятий являются многие отрасли науки, например, учение Павлова о высшей нервной системе. Восприятия человеческие отличаются от чувственных восприятий животных тем, что животные восприятия не связаны с целенаправленным отражением внешнего мира.
Представление – это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими. Представления и восприятия – это конкретные наглядные образы – это их объединяет, но между ними есть и различия:
1. Представления – это образы, воспроизводимые в сознании при отсутствии непосредственного взаимодействия предметов в данный момент, следовательно они не обладают той яркостью и отчетливостью, которые свойственны восприятию.
2. Представления воспроизводят большей частью образы предметов, воспринимавшиеся ранее неоднократно в различной обстановке, поэтому по сравнению с восприятием они носят более обобщенный характер, беднее деталями, но зато фиксируют общие, характерные черты предметов. 3. Представления возникают в отсутствие непосредственного воздействия предмета на основе следов прежних восприятий, поэтому между этими следами устанавливаются многочисленные нернвые связи, следовательно на основе таких связей возникают возможные изменения образов восприятия, преобразования и образования новых наглядных образов.
Такой процесс является выражением присущей человеку способности воображения, т.е. представления дальше от предмета, чем восприятие.
Используются технологии uCoz