ФИЛОСОФИЯ лекции
Бытие и материя

1. Категория бытия, ее смысл, специфика и формы
2. Формирование научно-философского понятия материи и ее уровни
3. Атрибуты материи


I. Категория бытия, ее смысл, специфика и формы
Исходным фундаментальным понятием, на базе которого строится философская картина мира, есть бытие, которое является системообразующим принципом данной картины. Это понятие широкое, абстрактное, позволяющее осознать предпосылки формирования мироздания.
Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о сущем.
Сущее – фундаментальная категория, обозначающая совокупность многообраз-ных проявлений бытия. Бытие – это все, что существует. Бытие равнозначно таким терминам как быть, существовать, быть в наличном состоянии.
Категория бытия выступает предельно общей абстракцией, объединяя по при-знаку существования самые различные явления и процессы, их свойства, связи, отношения, человеческие коллективы, состояния и свойства человеческого сознания. Раздел философии, изучающий принципы мироздания, называется антологией.
Содержание того или иного антологического учения раскрывается через взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, среди которых особое место занимает категория бытия (поэтому антологию определяют еще как учение о бытии).
    Прежде всего бытие различается по роду существования:
    • материальное бытие (солнечная система);
    • идеальное бытие (идея возникновения солнечной системой).
    По характеру:
    • объективное, отличительным признаком которого является существование, бытие вне и независимо от сознания человека;
    • субъективное, т.е. отличительным признаком является то, что оно неотличимо от сознания человека (т.е. связано с ним).
    Материальные формы бытия:
    • природно-неорганические (планеты, горы, звезды);
    • природно-органические (биологические виды);
    • социальные;
    • индивидуальные;
    • искусственные (созданные человеком механизмы).
    Идеальные разновидности:
    • объективно идеальное (закон, мышление);
    • субъективно идеальное (мечты).
    Формы бытия:
    • бытие человека (основа – человек);
    • бытие духовного (единство сознательного и бессознательного, знания, заключенные в объективированном, т.е. в объекте, выражающиеся через язык);
    • бытие социального, означающее единство многообразия видов человеческой деятельности. Разновидности: общественное, индивидуализированное.
    • бытие тел, процессов, вещей. Разновидности:
    а) бытие состояния природы (стихийные бедствия);
    б) бытие природы как целое или первая природа, которая не зависит от сознания, она объективна и первична в том смысле, что человек и его дух рождается после природы и неразрывно связан с нею;
    в) бытие вещей, процессов, сотворимых человеком – вторая природа.
    Виды бытия:
    • реальное, т.е само по себе, независимо от субъективного отражения, умопостигающая сущность, т.е ноумен (ноуменальное);
    • кажующее (?) бытие или феноменальное, т.е. бытие, как оно нам представляется в плане существования.
    Феномен – явление, данное нам в опыте.
    Периоды трактовки бытия:
    • Мифологическое истолкование бытия.
    • Связан с рассмотрением бытия самого по себе – натуралистическая антология.
      Представители античности (школа Фалеса).
    • Начиная с Канта, который рассматривает бытие как нечто связаное с познавательной и практической деятельностью человека. Несмотря на то, что вопрос о соотношении бытия и сознания всегда стоял в центре внимания философов в период немецкой классической философии этот вопрос был поднят на новую высоту.
[?] Почему особенное внимание философов различных направлений в настоящее время привлекло учение о бытии? Как это увязать с поворотом к человеку?
Основная тенденция в развитии представлений о бытии совпадают с тенденцией развития научного знания, которая преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку бытия, так и субстанциональный подход к нему. Это прежде всего выражается в широком проникновении в научное мышление таких категорий как функция, отношение, система. В ряде философских концепций акцент делается на специфические формы бытия в человеческом существовании. Это означает интерес к так называемым пограничным ситуациям (страдание, страх, вина), в которых выявляется природа существования. У немецкого философа Ницше, например, понятие бытия толкуется как обобщение понятия жизни, которое не выстраивается в систему, а представляет многозначные символы. Таковы понятия – жизнь, воля к власти, которая и есть само по себе бытие в его динамичности. Ницше является основателем волюнтаризма. Он относится к субъективисто-натуралистическому направлению.
Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое бытие. Такое определение дал немецкий мыслитель Гуссерль. Он считал, что смысл бытия заключается в повороте сознания от индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Он и явился основателем феноменологической установки сознания, т.е.
  • отказ от любых утверждений об объективно существующем бытии;
  • исключение всех психологических трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущности.
Таким образом, данный представитель относится к объективно-идеалистическому направлению (Платон, Гегель).
Если философы признают равнозначно субстанцию, материю и сознание, то они принадлежат дуализму (Декарт, Кант). Философы, признающие единственную субстанцию (материю или сознание) есть монисты.
Мир (мироздание, универсум) – обобщенное представление об единстве форм бытия.
Используются технологии uCoz